Это интересно: Когда бензин считался отбросом

Нефть была известна человеку в незапамятные времена. Но лишь на пороге XX века, когда наука и техника достигли достаточно высокого уровня, «земляное масло» стали перерабатывать в очищенные продукты. Прежде всего научились «превращать черную нефть в белую», то есть выделять высококачественное жидкое топливо — керосин и бензин. И если керосин с появлением керосиновых ламп нашел сразу же широкое применение, то судьба бензина оказалась более сложной. Почти на протяжении ста лет эта легковоспламеняющаяся жидкость была одним из вредных и опаснейших «отбросов» переработки нефти. Нефтепромышленники не знали, куда девать бензин, и избавлялись от него самыми различными способами. Пытались тайком сбрасывать в море, однако это уничтожало растительный и животный мир моря, наносило большой ущерб рыболовству. Кроме того, скопление легкой горючей жидкости на поверхности воды грозило пожаром, и потому выливать бензин в море запрещалось властями. Тогда хозяева нефтепромыслов начали устраивать специальные большие ямы, куда все отбросы сливали и поджигали. Однако и такой способ уничтожения бензина был опасен. А кроме того, он был экономически невыгодным — не потому, конечно, что кто-то начал осознавать всю ценность бензина, а просто потому, что рытье ям в те времена, не знавшие экскаватора, обходилось недешево.

А бензина, от которого надо было избавляться, с каждым годом становилось все больше, так как все больше добывалось нефти. К началу нашего века вес уничтожаемого в мире бензина исчислялся сотнями тысяч тонн. Так, одними грозненскими нефтеперерабатывающими заводами в 1902 году было сожжено около 70 тысяч тонн этого высококалорийного горючего. Нефтепромышленники тратили огромные суммы на организацию всевозможных конкурсов — кто найдет лучший способ уничтожения отходов, причиняющих такие неприятности. Лишь создание двигателя внутреннего сгорания открыло область применения «вредного» продукта. Долгое время мало кому был нужен и мазут (а его количество составляет 40—50 процентов от массы исходной нефти). В наши дни топочный мазут горит в специально разработанных для его сжигания топках котлов. Идет мазут и для смазки.

Примеры высокоценных веществ, некогда считавшихся отходами, этим далеко не исчерпываются. Вот, например, тугоплавкий, химически устойчивый, прочный металл ниобий. Его открыл в 1801 году английский химик Ч. Хатчет, исследуя минерал, найденный в Колумбии. По месту происхождения он и назвал новый элемент колумбием. Через сорок три года немецкий учёный Г. Розе обнаружил «новый» элемент и назвал его ниобием, не зная, что это тот же Колумбии. Его считали лишь вредной примесью к олову, и при добыче олова громадные количества ниобия отправляли в отвал, Это продолжалось и тогда, когда промышленный мир заинтересовался танталом. При переработке танталовых руд ниобий, по химическим свойствам близкий к танталу и с трудом от него отделяемый, выбрасывался. Впоследствии, когда свойства ниобия были по достоинству оценены, отвалы от переработки оловянных и танталовых руд стали настоящими месторождениями ниобия. Да что говорить о ниобии, когда и платина считалась долгое время никудышным металлом! На это указывает и ее название: по-испански «плата» — серебро, а окончание «-ина» придает уничижительное значение, получается что-то вроде «серебришка». Первые месторождения самородной платины были обнаружены в Колумбии испанскими конкистадорами. Действительно, металл сомнительного достоинства: не плавится, не куется, внешний вид довольно невзрачный... А тут еще фальшивомонетчики, используя высокий удельный вес платины (ее много завезли в Испанию и продавали дешевле серебра), стали делать из нее золоченые монеты. Правительство закрыло прииски в Колумбии, а запасы металла утопили в море.

Технологи, осмотритесь: не выбрасываем ли мы сейчас что-нибудь столь же ненужное, как бензин, ниобий или платина?

А. РУНКИН

Журнал "Наука и Жизнь", № 10, 1980 год