Рулетка

Выбор фотоаппарата. Делайте ваши ставки, Господа.

Хочу немного порассуждать о выборе фотоаппарата. Мой старый, добрый CANON 30 D после 8 – летней верной службы начал жить своей жизнью. Электроника фотоаппарата всё чаще начала давать сбои. Мне очень жалко расставаться с ним – это был отличный аппарат, но ремонт его уже не рационален – каждому своё время. И так, я начал поиск информации и советов по выбору фототехники. И здесь столкнулся с проблемой, вернее, даже, не с проблемой, проблемы - то, как раз и нет, а есть лишь сомнения и лёгкий элемент недоумения, если посмотреть на модельные ряды фотоаппаратов фирм – производителей:
CANON: 100D, 1100D, 600D, 650D,700D, 7D, 6D, 70D
NIKON: D3100, D3200, D5100, D5200, D7000, D7100, D700, D800

Обилие всевозможных цифр наводит на мысль, что фирма производитель собирается сыграть с покупателем в рулетку – ставьте на любое число и будет вам счастье. Есть от чего растеряться так, как технические характеристики различных моделей настолько схожи между собой, что возникает вопрос: - зачем их столько? Опять же извечный вопрос CANON или NIKON, который некоторым здорово будоражит кровь. А ведь кроме этих фирм есть и другие производители отличной фототехники: LEICA, PENTAX, OLYMPUS. Просто они не ведут такую агрессивную рекламную политику.

Сразу скажу, что и CANON и NIKON и PENTAX и OLYMPUS – аппараты одного и того же класса. Вы никогда и ни какими приборами по печатной фотографии не сможете определить – каким аппаратом она сделана и никто не сможет, каким бы экспертом он себя не мнил. Откройте любой глянцевый журнал и убедитесь в этом. Так, что спор – что лучше – спор ни о чём и выбор того или иного производителя происходит на уровне подсознания. Здесь не может быть ни каких объективных предпочтений. Сакральность названий фототехники действует на каждого по- своему. Опять же кого-то привлекает сексуальность форм CANON, кого-то NIKON, ну а кто-то связывает свою жизнь с LEICA, OLYMPUS или PENTAX. SONY прочно внедрилась на рынок зеркальных фотоаппаратов, подвинув именитых производителей.

Я не зря сказал: «связывает свою жизнь с той или иной фирмой» так, как приобретая зеркальный фотоаппарат, вы рано или поздно обзаводитесь различными аксессуарами для своего приобретения. По мере творческого роста понадобятся различные дополнительные аксессуары: внешняя вспышка и, конечно же, дополнительные объективы. Хорошие объективы дороги и могут по цене даже превышать стоимость самого фотоаппарата. По - этому, когда вы «обрастёте» оборудованием одного производителя, то сменить его на другого, если вы вдруг решите, что отдали предпочтение не тому, будет очень дорого. Так, что выбор фирмы – самый сложный выбор. Здесь играют роль только личные предпочтения и ничего более. Я предлагаю следующий вариант выбора: Выключите свет в комнате вечером и в темноте произнесите CANON, NIKON, PENTAX, OLYMPUS, SONY и кто из них вам ответит – с ним и связывайте свою жизнь. Если вы уже неделю мучаетесь выбором, то обязательно услышите ответ.

Я не говорю о фотомыльницах – здесь выбор сделать совсем просто – все они абсолютно одного и того-же уровня и критерием выбора является только сакральность названий. Тем более, что вы не связываете себя с этой мыльницей никакими дополнительными аксессуарами - всё уже включено, разве только сумочку купите. Так, что это расходный материал, который, тем не менее, есть в арсенале любого фотографа, будь он хоть трижды профессионал. Зеркальный фотоаппарат совсем другое дело.

Итак, если вам уже ответили и вы определились с фирмой – производителем, то переходим к выбору фотоаппарата. Следует сразу же разделить фотолюбителей по достатку. Если вы никак не ограничены в средствах, то ваш выбор CANON 5D Mark 3 или NIKON D800. Если же ваш бюджет очень ограничен, то далее для вас несколько практических советов по выбору фотоаппарата. Кстати, необходимо определиться со временем этого разговора так, как тот же CANON 5D Mark 3 и NIKON D800 через год будут считаться уже примитивной техникой по сравнению с появившимися новыми моделями фотоаппаратов. Современные технологии в фототехнике ещё слишком далеки от совершенства. И так, сегодня октябрь 2013 года.

Теперь советы для те, кто не располагает неограниченными средствами. Первый и самый главный совет: ни в коем случае не гонитесь за старшими моделями фототехники – они вам ни к чему. Профессиональные фотоаппараты подразумевают наличия у фотографа некоторого количества хороших объективов так, как без них вы не сможете ощутить всю прелесть купленного вами аппарата и претворить жизнь ваши творческие задумки. Выбор хорошего объектива важнее выбора самого фотоаппарата. Если вы только начинаете своё знакомство с зеркальной фототехникой, то мой вам совет – купить фотоаппарат средней ценовой категории. На данный момент, например, CANON 650 D или NIKON D7100, но, обязательно с хорошим объективом. Такой вариант покупки будет гораздо рациональнее, чем покупка дорогого фотоаппарата с дешёвым объективом. В процессе работы со своим фотоаппаратом и повышением вашего творческого уровня следствием чего станет покупка различных сменных объективов, можно будет, со временем, задуматься о покупке более дорогого фотоаппарата. Тем более, что цифровая техника совершенствуется и то, что пять лет назад считалось профессиональной техникой и стоило 10 000 баксов, сегодня уже считается прошлым веком и не достойным ни какого внимания. Приобретете опыт, а заодно поймете – нужен ли вам вообще зеркальный фотоаппарат.

Далее посмотрим, насколько и каким техническим параметрам фотоаппарата следует уделять внимание. В поисках совета по выбору фотоаппарата я три дня провел в интернете и только на четвертый день я понял, что от принятия решения по выбору я стал еще дальше, чем был в начале. Все советы сводятся, в основном, к банальному перечислению технических характеристик фототехники. Так об этом я и сам могу прочитать на сайте производителя. Мне же нужна была объективная, не предвзятая информация. Некий китаец в видео на ю-тубе, толи Kai W толи Wai K бродит с парой фотоаппаратов, якобы проводя их тестирование и сравнение. Сразу видно, что данный «эксперт» ярый приверженец фирмы NIKON. У него, в некоторых видео, фотоаппараты фирмы CANON тестируются с плечевым ремнем от фототехники NIKON. Это говорит само за себя – «Посмотрите, какое дерьмо этот CANON мы украсили его, хотя бы классным ремнем». Что это за тестирование? Где объективная оценка? Сравнение технических характеристик фотоаппаратов вообще никак не поможет вам определиться с выбором фототехники так, как конечный результат, не смотря на различный подход к системам фокусировки и экспозамера, получается одинаковый. Зайдите в магазин, торгующий фототехникой, возьмите два фотоаппарата различных фирм, наведите их на один предмет и попробуйте сделать снимок. При различных алгоритмах обработки информации скорость фокусировки у них одинаковая и величина экспозиции, диафрагма и выдержка, в автоматическом режиме съемки, конечно, у них выставляются одни и те же. Не обращайте внимания на рекламу – сегодня 3Д экспозамер или система самонаведения с каким- нибудь мудренным названием, через полгода будет уже 5Д, а через год, может быть, уже и все 7Д. Не угонитесь, да и ни к чему. Агрессивная рекламная политика компаний-производителей толкает потребителя на покупку постоянно новой техники, якобы более совершенной. Это не совсем соответствует действительности. Фотоаппараты прошлых лет так же конкурентоспособны и делают снимки превосходного качества, не смотря на более скромные технические характеристики. Говоря это, я имею в виду, конечно же, фототехнику средней и высшей ценовой категории. Например, уважаемая фирма LEICA, ведь никто, надеюсь, не будет оспаривать отличное качество, как снимков, сделанных ею, так и качества самой техники. Так вот, не смотря на все суперсистемы фокусировки, LEICA, тем не менее, оставила ручную фокусировку (я имею ввиду фотоаппараты со сменной оптикой) и производится она быстрее и точнее чем у разрекламированных брендов. Так, что характеристики фокусировки не существенный параметр – какой есть, такой и хорошо. Каждая фирма, наряду с разрекламированными системами , имеет и возможность ручной фокусировки - до идеала еще очень далеко.

Основной элемент цифрового фотоаппарата – матрица. Если позволяют средства, то лучше отдать предпочтение полноразмерной матрице - 36×24. Она поможет в полной мере раскрыть весь потенциал возможностей сокрытых в ваших дорогих объективах. Тем не менее, я 8 лет снимал 30D на кроп матрицу и, так же, не чувствовал особых ограничений – немного другой подход к фокусным расстояниям и всё. Первое, на что покупатель обращает своё внимание при покупке фототехники это количество мегапикселей матрицы. Простое сравнение: CANON 6D имеет на борту 20 мегапикселей и смартфон SONY Xperia Z 1 оснащён фотокамерой с аналогичным количеством в 20 мегапикселей, следовательно, можно сделать ошибочный вывод, что и качество снимков у них будет одинаковым. Абсурдность такого предположения известна даже ученику 1-го класса. Так, что выбирать фотоаппарат по количеству мегапикселей – чем больше, тем лучше - не стоит. Фирмы – производители фототехники теперь в новых моделях наоборот снижают их число по сравнению с моделями прошлых лет. Гонка за количеством мегапикселей закончилась так, как ничего существенного, кроме увеличения размера файла, она не давала. Со смартфоном сравнил – теперь перейду к более объективному сравнению. NIKON D800 имеет матрицу 35,9×24,0 мм с 36,3 мегапикселями. Профессиональный фотоаппарат NIKON D3X, который по рекламе «устанавливает новый стандарт качества для цифровой фотографии», имеет тот же размер матрицы – 35,9×24,0 мм, а число мегапикселей какие то скромные 24,5, по сравнению с D800. Посмотрим, что предлагает потребителю фирма LEICA. LEICA S 2 имеет физический размер матрицы 45×30 мм и, практически, те же 37,5 мегапикселей, что и NIKON D 800 при гораздо меньшей матрице. Угадайте с одного раза – у кого на выходе получиться фото лучшего качества? Правильно – у всех получится одно и то же, не отличишь, а размер файла будет разный. Я 8 лет снимал на камеру с 8-ми мегапиксельной матрицей и никогда не имел проблем с качеством так, как я не печатаю уличные рекламные плакаты 5×5 метров, а для фотографий 30×40 см такого количества пикселей вполне достаточно. Если вы читаете эти мои рассуждения, то и вам вряд ли понадобится больший формат снимков – их не позволяет делать скромный метраж стен обычной городской квартиры – негде вешать больше.

Теперь несколько слов о качестве самой матрицы. Идеальных матриц в природе не существует. В интернете на форумах и в обсуждении фототехники можно увидеть представленные фото идеально чистых матриц, на которых нет ни одного дефектного пикселя. Так вот – это не правда. Значит, такая матрица прошла программную коррекцию дефектных пикселей в сервисном центре. На данный момент такая услуга в Питере стоит 2000 рублей для фотоаппаратов 1-й категории (профессиональных) и 1500 рублей – для второй. О наличии дефектных пикселей говориться уже в паспортных данных вашего фотоаппарата, но никто на эти данные не обращает внимания, а проверив свою матрицу дома начинают нервно пить успокаивающее. Читаем, например, технические характеристики NIKON D3X, которая задаёт новые стандарты качества фотографий: Общее число пикселей 25,72 млн, а эффективных из них 24,5 млн. Разница составляет более одного миллиона пикселей, которые могут проявить себя не предсказуемо. Не зря программисты компании ADOBE внесли в свою профессиональную программу обработки фотографий Potoshop алгоритм автоматической коррекции дефектных пикселей и она автоматически будет их ретушировать при загрузке файла в программу, если вы укажете данной программе их местоположение. Так, что несколько дефектных пикселей на 20-ти мегапиксельной матрице вполне допустимо. На матрице моего фотоаппарата при покупке обнаружилось 5 горячих пикселей и не одного мертвого. В магазинах фототехники, как правило, в наличии по одному фотоаппарату так, что выбирать не с чего. Промучившись сомнениями три дня я решил пройтись по разным магазинам и проверить матрицы фотоаппаратов различных фирм, для сравнения. После дня похода по магазинам итог эксперимента оказался следующим: мертвых пикселей не попалось ни одного, а количество горячих варьировалось от 9-ти до 54-х штук и все это в пределах допустимых норм.

Что ещё можно сказать о технических характеристиках фототехники? 3D цветовой матричный экспозамер, 3D слежение автофокуса с учётом цвета. Здорово, конечно, но тогда необходимо, что бы фирма – производитель прилагала и 3D очки, что бы в полной мере насладиться процессом экспозамера и созерцать в пространстве все точки фокусировки.

О светочувствительности. Закончилась погоня за мегапикселями, началась погоня за ISO. ISO 25000 – это круто, а 102000 ещё круче. Снимок сделанный CANON 5D Mark 3 на ISO 102000 ничем не отличается от снимка, а бывает и хуже, снимка сделанного мобильным телефоном. Что бы там ни говорили о рабочих высоких ISO – всё это реклама. Законы физики не подвластны производителям фототехники. Снимать, конечно, можно, но вряд ли вас обрадует, да и вообще пригодится, конечный результат полученный при съёмке на ISO выше 6400.
Выдержка 1/4000 или 1/8000 вообще не принципиально. Конечно, можно найти задачу и для 1/8000, но для этого надо сильно постараться. Мне она ещё ни разу не пригодилась.
Серийная съёмка дело интересное. Из серии фотографий можно сделать интересную композицию, но количество кадров в секунду, к сожалению, на прямую зависит от цены на фотоаппарат. Приходится мириться с тем на что способна доступная модель. Можно, как компромисс, предложить снимать видео, благо, все современные фотоаппараты на это способны, а, затем, в редакторе разбивать на отдельные кадры. Получается, так же очень не плохо.
На все остальные параметры вообще не стоит обращать серьёзного внимания, если только в ознакомительных целях.

  • Один слот для карт памяти или два, что лучше? И то и другое не доставит вам ни каких неудобств при съёмке. Быстрее заменить одну карточку памяти на другую, чем сделать это через меню фотоаппарата, имея два слота для карт.
  • Покрытие кадра видоискателя 100%. Внимательно изучайте инструкцию – при каких условиях съёмки получите эти самые 100%, а при каких получите меньше.
  • WiFi интересная функция для развлечения. Ничего серьёзного – слишком медленная реакция.
  • GPS отличная функция для того кто перепил накануне и, глядя на снимки не может сообразить – где это и кто это. В этом случае GPS поможет освежить память. В помещении не работает.
Конечно, что душой кривить, для себя я выбрал бы Leica, но колесо фортуны остановилось на Canon.
Вот такие рассуждения, Возможно кому то они помогут определиться с выбором.
Всего наилучшего и удачной вам фотоохоты.
ПВН