Физика
Сегодня в школах прозвенел последний звонок и ученики младших классов оказались свободны до осени. Теперь они получили больше возможностей доставлять неприятности своим родителям. Последний звонок! А, ведь, был и у меня, когда - то последний звонок, но, как же давно это было! Глядя на счастливых и беспечных школьников, спешащих домой, забросить подальше надоевший портфель, невольно задумался. Школа: русский язык, математика, физика, химия... Что помню я из школьной программы? Что пригодилось мне в жизни? На самом деле, очень немногое. Школа, лишь, явилась первой серьёзной ступенькой в жизни. Наряду с основными школьными предметами я осваивал и первые практические уроки жизни: учился ладить с товарищами и не ладить, тоже, но, чтоб, не очень больно было; учился жить и учился выживать. Школьная жизнь и школьная программа научила меня, принципиально, новым отношениям со взрослыми и учителя, в этом отношении, оказались отличным "учебным материалом" для экспериментов: - не задавали, не проходили, забыл дома. Я поднялся на принципиально новый уровень человеческих отношений - детская наивность и непосредственность сменилась необходимостью находить выход из более сложных жизненных ситуаций и защищать своё эго. Пусть это было примитивно и нелепо, но это были, по настоящему , практические уроки. Не сознательно, я изучал дополнительный предмет - психологию, не включённую в школьную программу. Начальные знания психологии пригодились и получили дальнейшее совершенствование при службе в армии:
- Виноват, товарищ...(звание)! После чего следовала самодовольная улыбка поборника устава и "отпущение грехов". Теперь с уверенностью могу сказать, что знания психологии, хоть и подсознательно, получают своё совершенствование на протяжении всей жизни. Отговорки: не задавали, не проходили уже не годились для более серьёзных жизненных ситуаций. Правда, некоторые индивиды, находясь уже в более - менее серьёзном возрасте, так и не постигли элементарных азов жизни и, не имея дарования в совершенствовании знаний, сохранили детскую наивность и сохранили школьные правила, лишь слегка их перефразировав: не говорили, не знал, тётя заболела... Это закоренелые двоечники - их надо оставлять на вторую жизнь.
Сегодня, глядя на школьников, ко мне пришли, совершенно неожиданные, воспоминания; уже из взрослой жизни и, казалось бы, никак не ассоциирующиеся со школой; но это только на первый взгляд. Что осталось у вас в памяти из уроков физики? Из этого школьного предмета, лично у меня, остались, весьма скудные знания, но иногда из, каких то таинственных, глубин подсознания всплывают самые неожиданные знания, на удивление самому себе. Очевидно, само сознание, в своё время, пометило их галочкой: "важно", осознавая, очевидно, их необходимость в дальнейшем и, извлекая для использования, в необходимый момент. Иной раз, приходится, только удивляться. Вот и сегодня вспомнил, как однажды на практике был использован один из законов физики, а, уж, на пользу или во вред - это уж, как посмотреть.
Вы можете разлить бутылку водки на троих так, чтобы не обидеть никого из присутствующих, в вашей компании, джентльменов? С первой, как правило, проблем никогда не возникает, но дальше, по мере обострения чувства: "уважаешь - не уважаешь", могут возникать разногласия и упрёки, преходящие, иногда, в лёгкие физические упражнения; для моциона. И, вот такие неожиданные мысли, пришли ко мне, именно, от созерцания толпы школяров. Чему они радуются? Так, как с водкой? Таких знаний в школе не получишь; ну может быть, только чуть - чуть, на "внеклассном чтении", в старших классах.
Сегодня я вспомнил, как лет двадцать назад, неожиданно всплывшие знания одного из физических законов, позволили очень приятно и весело провести время со знакомыми джентльменами. Необходимо, кстати заметить, что "свирепствовавшая" в то время перестройка и, введённые в обращение талоны, в том числе и на водку, очень сильно обострили "чувство уважения" среди собутыльников: долил - не долил. На одной из увеселительных встреч с сотоварищами я решил слегка потешить тщеславие джентльменов, особенно ревностно следящих за уровнем налитой в стопку, жидкости и принёс с собой очень полезный предмет, доставшийся мне после работы в химической лаборатории; было бы странно подумать, что у меня не сохранится маленький сувенир, в память об этом событии; этим сувениром стал мерный градуированный стаканчик объёмом в двести грамм. Итак, считать, более - менее, умеют все: бутылка водки - 500 г. На троих получается, где то, по 167 г. Наливаю, с помощью мерного стаканчика, двоим по 170 г. - акт небывалой щедрости. Со стороны собутыльников никаких претензий быть не может: они получают, в граммах, больше, чем я; но их радость длится только до тех пор, пока я не выливаю из бутылки остатки водки в мерный стаканчик. Теоретически, на мою долю должно было бы остаться, какие то жалкие, 160 г., но, ошеломлённыe, собутыльники видят уровень жидкости, указывающий отметку - 180 г. Товарищи недоумевают - на заводе перелили? Как бы не так - физику надо было учить! Вспоминаем "Закон поверхностного натяжения жидкостей" и эффект смачивания поверхностей. Налитая в стакан, в данном случае, водка никогда не имеет ровную горизонтальную поверхность - её поверхность всегда вогнутая, как линза, - отсюда, и якобы, дополнительный объём! На заводе могут ошибиться только в свою сторону! Поэтому, чем меньшими порциями вы разливаете горячительный напиток, тем больше останется вам, каким бы честным вы не хотели казаться.
На основании всякого опыта принято делать соответствующие выводы; на основании этого опыта сам собой напрашивается вывод: никогда не пользуйтесь мерными градуированными стаканчиками в кругу истинных джентльменов, не имея соответствующего телосложения. На здоровье!
ПеВлаНи