Арматура смывного бачка

Арматура смывного бачка. Решение проблем.

Арматура смывного бачка - механизм для наполнения бачка водопроводной водой до определенного уровня и последующего принудительного слива, при необходимости, воды в чашу унитаза с целью удаления из нее в канализационную систему продуктов жизнедеятельности организма и содержания чаши унитаза в надлежащем санитарном состоянии. Арматура смывного бачка является, пожалуй, самым слабым местом в санитарно - технической системе; чаще всего, требующей к себе внимания и технического обслуживания. С появлением в массовом использовании механизмов импортного производства, содержание смывного бачка в технически исправном состоянии, значительно упростилось. В советские времена, постоянно подтекающая тонкой струйкой из бачка в чашу унитаза вода, не воспринималась, как серьезная неисправность и, такое состояние, считалось, чуть ли, не нормой. Качество изготовления элементов арматуры смывного бачка было очень низким и установка, и регулировка, и, последующее обслуживание, вызывали массу проблем; зато, можно было в полной мере оценить свои способности в умении преодолевать различные трудности. Вопросы ремонта и технического обслуживания арматуры смывного бачка, часто, имели отражение в таких журналах, как: Наука и жизнь, Юный Техник и его приложение.

Современная арматура смывного бачка стала, гораздо, более работоспособной ещё и потому, что при ее изготовлении стал использоваться пластик, что исключило коррозию, как одну из основных причин выхода из строя механизма и, в меньшей степени, подверженному налипанию солей на элементы механизма. Плоская резиновая запирающая мембрана оказалась более практичной в работе, чем резиновая "груша", используемая ранее. Пластик, капитально, упростил и облегчил процесс ремонта и обслуживания арматуры смывного бачка, даже бывшего в эксплуатации достаточно продолжительное время; пластиковые составляющие резьбового соединения не "пригорают" друг к другу, как металлические так, как не подвержены значительному отложению солей и не подвержены, ни одной из видов, коррозий. В настоящее время срок службы арматуры смывного бачка можно оценивать только сроком службы резиновых элементов арматуры смывного бачка и их состоянием при работе в воде различной жесткости; замена резиновых элементов даст новую жизнь арматуре. Основной причиной нарушения в работе механизма является засорение механическими частичками фильтра впускного клапана и попадание механических частичек под запирающую мембрану. Результатом такого засорения становится слишком длительное время наполнения смывного бачка водопроводной водой и невозможность запирания подачи воды при достижении необходимого уровня; в данном случае, вода начинает поступать в переливное устройство спускного механизма и беспрерывно поступает в чашу унитаза, образуя на ее поверхности, ржавые подтеки. Ресурс впускного клапана - не менее 150 000 циклов. Резиновая мембрана механизма слива, так же, подвержена налипанию механических частиц на свою поверхность, что приводит к недостаточно плотному прилеганию мембраны к седлу сливного механизма, что, в свою очередь, служит причиной подтекания воды из бачка и образованию ржавых подтеков на чаше унитаза. Все, вышеперечисленные, причины нарушения в работе арматуры смывного бачка легко устранимы, даже, своими силами, при соблюдении не сложных мер безопасности - отключение воды перед началом работ и аккуратность (пластиковые детали легко повредить). Прочистка и промывка фильтра и запирающих мембран (и замена их, в случае необходимости) не требует больших физических усилий и не занимает много времени.

Самым главным фактором в сокращении срока бесперебойной работы арматуры смывного бачка является человеческий фактор; не аккуратная работа при установке, сборке и регулировке механизма, очень часто приводит к поломке элементов механизма и не правильной их работе. Иногда приходится встречаться с изменениями в заводской конструкции арматуры смывного бачка, слишком самоуверенным мастером - так будет гораздо лучше. Свое мнение надо оставлять на более подходящий случай, здесь же, все внесенные изменения приведут, только, к дополнительным проблемам, а, в случае, слишком "продвинутого" мастера и к необходимости замены испорченного механизма. Всегда относитесь с опаской к словам мастера, заявляющего: "что он знает, как можно усовершенствовать механизм". Совершенствование механизма арматуры смывного бачка продолжается и без вмешательства таких чудо - мастеров в конструкторских бюро фирм производителей и, иногда, держа в руках, очередное произведение конструкторской мысли, приходится только удивляться буйной фантазии конструктора, произвёвшего на свет устройство, похожее на систему впрыска топлива реактивного двигателя самолёта. Зачем так усложнять? Возможно, нужно, просто, сократить потребление спиртного, вызывающего различные галлюцинации, и мы получим простые и надежные устройства тем более, что в прошлом уже имелись и использовались достаточно простые, но, при этом, надежные механизмы.

Но, что есть, с тем нам и жить, а жить всегда хочется максимально комфортно, насколько возможно; тем более, когда речь идет о таком, стратегически важном, приборе, как унитаз; следовательно, необходимо поддерживать, данное устройство, в надлежащем санитарном и техническом состоянии.

Профилактика механизма слива заключается в промывке запирающей мембраны либо её замене, в случае необходимости. Перед выполнением этой процедуры, необходимо снять крышку смывного бачка и убедиться в том, что причиной появления подтеков является, именно, сливной механизм, а не впускной клапан; глядя на текущую в унитаз воду, невозможно определить, что является причиной проблемы - впускной клапан или механизм слива. Признаком неисправности в работе сливного механизма является постоянная течь воды из смывного бачка в унитаз во время заполнения бачка водой. Не плотно, прилегающая к седлу сливного механизма резиновая мембрана не может полностью остановить поток воды и вода продолжает, хоть и в незначительном количестве, поступать в унитаз. После слива воды из бачка и характерного "хлопания" сливного механизма, вернувшегося в режим запирания воды, подтекание воды в чашу прекращается не мгновенно, а продолжается, еще, незначительное время. Это стекает вода из полостей, отвечающих за полное омывание чаши унитаза, но объем этой воды не значителен и подтеки, образующиеся хаотично, очень быстро прекращаются; течь же из бачка, при не исправном механизме, отличается постоянной интенсивностью и располагается, всегда, в одном и том же месте - на задней части чаши унитаза, под смывным бачком. Если "виновником" течи является сливной механизм, то необходимо перекрыть подачу воды в смывной бачок, слить воду из бачка, приведя в действие механизм слива и, аккуратно, удерживая механизм слива за корпус, повернуть его по часовой стрелке на 10 ° - верхняя часть механизма отсоединится от нижней, крепящейся на днище смывного бачка. Основная масса сливных механизмов отсоединяется небольшим поворотом по часовой стрелке; выбрано это направление потому, что разобрать, долго работающий механизм, всегда сложнее, чем, собрать - при разборке приходится приложить чуть больше усилий и эти усилия, что, вполне, логично лучше приложить в направлении затягивания гайки седла сливного механизма, крепящегося на дне смывного бачка. Тем не менее, существуют механизмы слива, разбирающиеся поворотом против часовой стрелки. Есть механизмы разбираущиеся без поворота, фиксирующиеся при помощи подпружиненных замков или штифтов; перед началом работ лучше ознакомится со схемой. Разбирая сливной механизм, поворотом против часовой стрелки, можно, непроизвольно, ослабить крепление седла к бачку и нарушить его герметичность, что, в свою очередь, может стать причиной течи воды из бачка в унитаз. Работу необходимо проводить аккуратно; без применения чрезмерных усилий. Кстати, причиной течи может являться и, изначально, не достаточно затянутая гайка седла сливного механизма, что, не, обеспечивая необходимую герметичность соединения, и является причиной течи. Уплотнительное кольцо седла позволит сделать соединение герметичным только в том случае, когда основание смывного бачка не имеет явно выраженных дефектов: неровностей, из - за некачественной отливки, сколов и трещин. При наличии подобных дефектов необходимо, при монтаже сливного механизма, использовать герметик, например, силикон, позволяющий заполнить все неровности и придать стыку необходимую герметичность. После поворота и освобождения сливного механизма из замков извлеките его из бачка и осмотрите – в каком состоянии резиновая мембрана; если она находится в эксплуатации уже достаточно продолжительное время, то, вполне возможно, её требуется заменить; обратите внимание на степень деформации резина и на появившиеся трещины. Если мембрана ещё в удовлетворительном состоянии, то промойте её под струёй воды и снова поставьте на место сливной механизм; крепление механизма к седлу происходит в обратном порядке: совмещаете пазы замка на корпусе и седле и поворачиваете сливной механизм, теперь уже, против часовой стрелки. При повороте не переусердствуйте; не прилагайте чрезмерных усилий, чтобы не ослабить крепление седла к днищу бачка; вставленный точно на свои места крепёжный механизм очень легко фиксируется. Будьте внимательны! Сливной механизм вашего смывного бачка может отличаться, от представленного на рисунке, но принцип его работы и способ разборки тот же; для наглядности, я взял схему самого простого механизма, а не обвешанного различными дополнениями, что только бы затруднило понимание.

Теперь поговорим о профилактике впускного клапана. С впускным клапаном связаны две, возможные, проблемы:

1. Смывной бачок очень медленно наполняется водой.

2. Не прекращается поступление воды в бачок, при достижении необходимого уровня и вода, через переливное устройство, начинает поступать в унитаз.

Для решения первой проблемы не нужно, даже, открывать крышку смывного бачка – проблема снаружи. Необходимо перекрыть подачу воды на бачок и отсоединить подводку воды от впускного клапана (в большинстве случаев это гибкий шланг в металлической оплётке); затем, пинцетом или «утконосами» извлечь, из патрубка впускного клапана, фильтр (пластиковую решётку или цилиндр) и промыть под струёй воды, с использованием щётки. Всё, вышесказанное, относится ко всем типам впускных клапанов, кроме некоторых моделей российского производства, не имеющих в своей конструкции, вообще, никаких фильтров. Перед присоединением подводки к клапану, обязательно, вначале промойте сам шланг, опустив его конец в унитаз и открыв воду так, как после открывания – закрывания воды, с внутренних элементов запорной арматуры (будь то вентиль или шаровый кран) всегда отслаиваются фрагменты солевых отложений, которые, без промывки, снова засорят фильтр. Решение второй проблемы, несколько, сложнее, но, тем не менее, может быть выполнено своими силами. Отключаем подачу воды на бачок и снимаем крышку. Для работы с впускным клапаном его не обязательно демонтировать и вынимать клапан из смывного бачка, но новичок, вряд ли, справится с такой работой без демонтажа, особенно, если в наличии впускной клапан с нижней подводкой у которой запирающий механизм находится не сверху бачка, а у самого дна. Если у вас клапан с боковой подводкой воды или современный с нижней подводкой, то, сняв крышку смывного бачка, вы увидите запирающий механизм сверху бачка, с той или иной сторона. На запирающем механизме вы увидите гайку (к ней подходит коромысло, запирающего воду механизма, с поплавком), имеющую рёбра для облегчения отворачивания и, аккуратно, чтобы не сломать крепление коромысла, отвернуть её. На разных моделях клапанов гайка может располагаться либо горизонтально, либо вертикально. После отворачивания гайки и отсоединения коромысла, вы увидите в корпусе клапана чёрную резиновую мембрану (возможен и другой цвет), отвечающую за запирание воды. Со временем на поверхности мембраны образуется тонкий слой слизи в котором «застревают» механические частички, содержащиеся в водопроводной воде и, сумевшие преодолеть барьер из фильтра; частички, эти, и мешают полному запиранию воды. Мембрану необходимо тщательно промыть водой и, затем, внимательно осмотреть: при длительном использовании и постоянных деформациях, в процессе работы, на поверхности резиновой мембраны могут появиться трещины и разрывы; если случилась такая неприятность, то мембрану следует заменить, а, в случае её отсутствия – заменить впускной клапан полностью.

Впускные клапаны с нижней подводкой воды имеют точно такую же конструкцию запирания воды, только, у некоторых моделей, может быть затруднён доступ к механизму с резиновой мембраной – механизм может располагаться у самого днища смывного бачка. Профилактика таких клапанов, так же, может проводиться без демонтажа. Для облегчения работы, в данном случае, лучше снять сливной механизм; это облегчит доступ. К счастью, клапанов подобного типа, очень мало; в основном весь запорный механизм располагается сверху бачка и свободно доступен. Не у всех моделей впускных клапанов доступ к резиновой мембране обеспечивается отворачивающейся гайкой; гайка может не отворачиваться по резьбе, а иметь байонетное крепление, позволяющее фиксировать вставку в пол оборота. Старые модели впускных клапанов имели вместо гайки крышку, крепящуюся при помощи болтов. Некоторые модели впускных клапанов фирмы Gustavsberg фиксируют крышку запорного механизма клапана при помощи хитроумных защёлок.

Кроме промывки резиновой мембраны, необходимо, так же, убедится, что нет никаких механических частичек и в других узлах впускного клапана; перед сборкой нужно чуть – чуть приоткрыть подачу воды на смывной бачок и дополнительно промыть весь корпус клапана.

Не всегда можно выполнить ремонт впускного клапана без его демонтажа из смывного бачка и, более, детальной разборки. Например, впускные клапана с нижней подводкой (некоторые модели) фирмы Gustavsberg имеют в своей конструкции элемент дающий дополнительную защиту запирающего механизма. Этот элемент представляет собой пластиковую полосу, скрученную винтом и вставленную внутрь вертикальной трубки, являющейся основанием для запирающего механизма. Со временем требуется извлечение этого элемента из корпуса и его промывка; такую работу приходится выполнять в том случае, когда прочистка фильтра на входе не улучшает поток воды для наполнения смывного бачка.

Перед демонтажем впускного клапана (нижнего подключения) из смывного бачка перекройте воду; слейте воду из бачка; отсоедините подводку воды от клапана и, перед откручиванием гайки, крепящей впускной клапан к смывному бачку, подставьте какую – нибудь небольшую ёмкость под бачок так, как после удаления клапана, через отверстие, сольются остатки воды из бачка.

Разговор будет неполным без упоминания о впускных клапанах старого , поплавкового типа, именуемого в народе: шаровый кран; этот тип клапанов в настоящее время встречается в эксплуатации всё реже и реже так, как изменилась конструкция спускных механизмов, занимающих много места в смывном бачке и не позволяющих использовать впускные клапана поплавкового типа из – за длинного рычага. «Симптомы болезни» старых клапанов достались по наследству новым и, следовательно, способ «лечения» тот же – прочистка и промывка.

Промывка впускного клапана Geberit

Ниже представлены видео крепления сливного механизма к седлу.

Geberit - Поворот против часовой стрелки

Alcaplast - Поворот по часовой стрелке

Gustavsberg - Нажимной замок


ПВН