Течёт кран

Запорная арматура. Краны и вентили.

После появления шаровых кранов можно было бы подумать, что, наконец то, вопрос выбора запорной арматуры для дома, решён раз и навсегда. К сожалению, это оказалось не так – наряду с положительными качествами, шаровые краны принесли с собой, так же, и массу проблем. Простота использования шарового крана, по сравнению с вентилем, затмила его очевидные недостатки, на которые никто не обращает внимания. Кстати сказать, в Европе больше распространены вентили и коллекторы с вентилями, а не с шаровыми кранами.

Начну с положительных качеств шаровых кранов, которые не важны для рядового пользователя, но я, как работник коммунального хозяйства, не могу о них не сказать – для меня это очень важно. Прежде всего, шаровые краны здорово облегчили сантехнику обслуживание отопительных систем. Для того, кому приходилось работать с чугунными пробковыми кранами, да и бронзовыми, тоже, шаровые краны явились, просто, «манной небесной». Повернуть шток старого чугунного пробкового крана, в случае необходимости перекрыть стояк отопления, не всегда было возможно; да, что там говорить: в большинстве случаев было невозможно, а шаровые краны позволили кардинально решить эту проблему. Если раньше, иногда, из – за какого – нибудь пустяка, приходилось сливать всю воду из системы отопления (если дефект был на нижних этажах), то шаровые краны позволили отсекать дефектный участок и производить необходимый ремонт, не затрагивая работу всей системы отопления, что, особенно ценно было в зимний период. Шаровые краны позволили убрать вентили со стояковых врезок в верхних (чердачных) розливах отопления, что повысило эффективность систем отопления и, в большинстве случаев, решило проблему не работающих конечных стояков отопления.

В системах водоснабжения шаровые краны, так же, помогли, отчасти, решить проблему не перекрывающихся стояков по причине износа прокладок в вентилях. Такая помощь была весьма кстати потому, что рабочих рук всегда не хватало и прокладки в стояковых вентилях меняли только в случае крайней необходимости, когда доступ к водомеру был, по той или иной причине, затруднён; в большинстве же случаев, вода, при необходимости, отключалась в водомере на весь дом. Если для работника аварийной службы такое состояние дел было лишней помехой в работе, то для работника жилконторы, как это ни странно, отсутствие возможности перекрыть стояк при необходимости, являлось источником дополнительного заработка. Так, как из – за ветхости вентилей на стояках в подвале нет возможности перекрыть конкретный стояк и необходимо, для выполнения работы, перекрыть воду в водомере на весь дом, то работа эта «гораздо сложнее», а, следовательно, больше должна быть и оплата за отключение воды. Плюс к этому, если водомер находился в помещении, например, кафе или парикмахерской, то можно получить деньги ещё и с них, за подтяжку текущих сальников задвижек. Развал коммунального хозяйства и ветхость инженерных сетей зданий оказались выгодны на всех уровнях. Некоторые сантехники очень ревностно следили, чтобы запорная арматура была в их хозяйстве в "надлежащем виде". Несколько раз приходилось быть свидетелем, когда после устранения аварии и установки новой запорной арматуры, местный обслуживающий сантехник отворачивал головку вентиля и выбрасывал прокладку вместе с золотником; чтобы никто не смог починить вентиль.

Вывод: основное преимущество шарового крана перед вентилем – это отсутствие прокладок, требующих замены.

Недостатками являются все остальные эксплуатационные качества шаровых кранов, которые, ни в коей мере, не сможет компенсировать одно единственное достоинство. Особенно это актуально для простого обывателя – замена прокладки в вентиле пустяковое дело, а служит она очень долго и, даже, попавшие в прокладку небольшие механические частички, не являются большой помехой для использования вентиля по назначению.

Главный недостаток шарового крана – это его надёжность или, вернее, не надёжность. Вентиль может не перекрывать воду, при повреждённой прокладке, но он никогда не являлся причиной создания аварийной ситуации. Вентиля никогда не разваливались на части потому, что имеют более надёжную конструкцию – в отличии от шарового крана; корпус вентиля представляет собой монолитную конструкцию. Корпус шарового крана состоит из двух составляющих (очень редко, из трёх) и является разборным. В большинстве случаев, два элемента соединяются между собой при помощи внутренней и наружной резьбы (вроде, двух фитингов), но, крайне редко, встречается и другой принцип соединения; при котором две части шарового крана стягиваются вместе при помощи четырёх резьбовых шпилек или болтов. Я, конечно же, веду речь о конструктивных особенностях и способе сборки шаровых кранов, наиболее часто использующихся (до 1ˮ), исключительно, в мирных целях, в домашнем хозяйстве потому, что принципов сборки корпусов шаровых кранов огромное множество, но они не применяются в домашней разводке труб. Сборный корпус шарового крана и представляет основную опасность при эксплуатации. Наружная резьба корпуса крана имеет очень тонкие стенки (менее 1 мм) и очень хрупкая; к тому же, длина резьбы, в среднем, всего 6, 6 мм (кран ¾ ˮ); на этой длине помещается всего 3 – 4 нитки мелкой резьбы. Такая резьба требует к себе очень бережного отношения; поэтому, при монтаже не допустимы ни какие перекосы соединяемых элементов водопроводной или отопительной систем и требуется идеальная их соосность. Инженерные системы из полимерных труб позволяют, более – менее, удовлетворить этим техническим требованиям, а вот при монтаже трубопроводов из стальных труб, выполнить монтаж с соблюдением требований соосности всех составляющих, невозможно. Даже резьбы на фитингах, особенно стальных, не имеют идеальной центровки и не всегда позиционируются строго оси фитинга. Сварные соединения, тем более, невозможно выполнить соосно. Если толстостенные корпуса чугунных пробковых кранов или вентилей позволяли вести монтаж без всяких «нежностей», то шаровые краны без строгого соблюдения норм монтажа могут явиться причиной протечек. Плохо ещё и то, что на российском рынке присутствует масса подделок шаровых кранов, корпуса которых выполнены из какого – нибудь дешёвого металла; вроде силумина. Есть множество прецедентов, когда корпуса таких кранов, просто, рассыпались на части без всякого внешнего воздействия. К сожалению, отличить подделку от подлинника, в большинстве случаев, невозможно и только при эксплуатации начинают проявляться те или иные дефекты изготовления. Существует совершенно глупый критерий оценки качества шарового крана при покупке – сделать небольшую царапину на корпусе крана, в том случае, когда корпус крана имеет белое покрытие, и если под белым покрытием просматривается жёлтый металл, то, значит, кран качественный; ну, а все шаровые краны, имеющие жёлтый корпус без покрытия, изначально «хорошие». Почему то, в сознании обывателя, жёлтый металл всегда ассоциируется с качественным металлом – латунью или бронзой (в случае технических изделий). Отчасти это верно, но и латунь, и бронза – это сплавы различных металлов и марок латуни и бронзы великое множество. Жёлтый цвет корпуса изделия можно получить, не обязательно, используя дорогостоящие компоненты, чем и пользуются недобросовестные производители. На вере обывателя в то, что всё жёлтое – золото, здорово наживаются некоторые сети ювелирных магазинов, предлагая обменять старые золотые украшения на новые. Обывателю предлагают обменять старые ювелирные украшения, соответствующие ГОСТу, на современные, изготовленные из какого - то жёлтого металла, выдаваемого за золото; и народ несёт, меняет, да ещё и с доплатой. Так, что жёлтый металл, совсем, не показатель качества изделия и при покупке шарового крана приходится, иногда, полагаться на везение потому, что продавец сам не всегда знает все каналы поставок товара.

Очень аккуратным нужно быть не только при монтаже шаровых кранов, но и при ремонтных работах, когда из резьбы крана необходимо вывернуть фитинг. В этом случае, так же, представляет опасность разборный корпус шарового крана и если не придерживать ключом шаровый кран за корпус, то, при разборке, может отвернуться не фитинг, а сам корпус; что происходит очень часто. Два элемента корпуса шарового крана собраны на анаэробный герметик, по – этому такое соединение, ни в коем случае, нельзя считать абсолютно надёжным и при работе необходимо соблюдать предельную осторожность.

Шаровые краны не особенно долговечны, особенно в системах отопления, и через 3 – 4 года эксплуатации начинают слегка пропускать воду после закрывания; у настоящих фирменных кранов срок эксплуатации несколько больше. Срок эксплуатации шарового крана зависит от степени кальцинирования воды (содержания в ней различных солей), которые со временем откладываются на запирающем элементе крана и, при повороте шара, царапают фторопластовое кольцо. По этой причине, шаровый кран должен обязательно эксплуатироваться или в полностью открытом, или в полностью закрытом положении; но, даже, не смотря на соблюдение этих требований, поверхность запирающего крана покрывается налётом, который работает, как наждачная бумага. О налипании солей на запирающий шар говорит сложность его поворота, при длительной эксплуатации крана без движения запирающего элемента; иной раз, приходится приложить значительное усилие для того, чтобы перекрыть воду и без какого – нибудь инструмента бывает не обойтись. Шаровый кран, ни в коем случае, нельзя использовать в качестве регулирующей арматуры; поэтому, вся регулирующая арматура и в системах водоснабжения, и в системах отопления вентильного типа.

Ещё одно слабое место шаровых кранов – сальники поворотного штока. Сальниками служат резиновые кольца, которые, по словам производителя «не бояться ни каких физико - химических воздействий и имеют продолжительный срок службы», но на практике это не так. Сальниковые колечки уже через 2 – 3 года теряют свои герметизирующие свойства, теряют эластичность и начинают пропускать воду. Есть два вида шаровых кранов – с сальниковой гайкой и без неё. При наличии сальниковой гайки, в случае образования течи, её можно просто подтянуть; при отсутствии же сальниковой гайки замена сальникового кольца представляет из себя слишком трудоёмкую операцию и не имеет смысла – проще заменить кран на новый. При наличии сальниковой гайки и при износе резинового кольца и отсутствии нового, для восстановления герметичности можно использовать лён, Тангит, и ленту ФУМ, скрученную в жгут.

Нельзя не обратить внимания ещё на один, довольно, существенный недостаток шаровых кранов – не возможность, вернее возможность только при очень большой ответственности, заполнить пустую водопроводную или отопительную систему, открывая воду понемногу, плавно наращивая давления в системе, без гидравлических ударов. К сожалению, в большинстве случаев, шаровый кран открывают полностью или, в лучшем случае – на половину; но, даже, открытый на половину шаровый кран создаёт гидравлические удары; отсюда и сорванные гибкие подводки.

Итак, подведём итоги:

Недостатки: не надёжный сборный корпус; не долговечность и не возможность ремонта, при потере запирающих качеств; высокая требовательность к соблюдению норм монтажа и к аккуратности монтажника; трудность с поворотом шара, при попытке перекрыть воду, при длительном сроке его эксплуатации без движения; не возможность использования в качестве регулирующей арматуры; необходима большая степень ответственности и профессионализма при заполнении пустой водопроводной и отопительной систем.

Достоинства: не требуют замены прокладок, как вентили; не препятствуют потоку воды.

Список недостатков шарового крана во много раз превышает список его достоинств, а замену запирающей прокладки в вентиле, вряд ли, можно считать большим недостатком. Тему для данной статьи дала очередная авария, к тому же, статья является выражением огромного огорчения по поводу появления не качественной продукции и её фальсификации всё в большем и большем размере. Такое впечатление, что наша страна превратилась в большую помойку, куда свозят весь брак со всего мира. После прочтения данной статьи может показаться, что я ярый противник шаровых кранов, но это совсем не так – я противник не качественной, фальсифицированной продукции и меня огорчает наш убогий уровень жизни, вынуждающий покупателя экономить на всём, в том числе, покупая заведомо не качественные вещи; что бы уложиться в бюджет. В моей домашней водопроводной разводке сохранился ещё настоящий фирменный итальянский кран, который служит уже 17 лет и легко работает, и полностью перекрывает воду, и сальники не текут; но, к сожалению, всё купленное позже, приходится менять время от времени. Шаровые краны уже прочно вошли в нашу жизнь, к ним привыкли и они просты в эксплуатации, но я хочу дать вам один совет: покупайте шаровые краны только фирменные и в специализированных магазинах. Для дачи вы можете покупать краны где угодно и какие угодно, но в городскую квартиру обязательно необходимо покупать только качественную запорную арматуру, ни в коем случае, не экономя на этом.

Конечно, вентили не лишены недостатков, такое, просто невозможно, но эти недостатки, всё таки, не такие серьёзные, как у шаровых кранов. Кроме замены запирающей прокладки, вентиль имеет ещё один недостаток - запирающие элементы (золотник и прокладка) имеют большую площадь, по сравнению с шаровым краном, для отложения солей. Эти соли, при вращении штока, отваливаются и если после вентиля нет фильтра, то могут стать причиной ухудшения подачи воды в смывной бачок и забивают сетки аэраторов смесителей. При наличии фильтров грубой очистки эта проблема сводится к минимуму, да и количество механических частиц не так уж и велико. После закрывания шарового крана на смывной бачок, тоже, перед присоединением гибкой подводки, необходимо всегда открыть кран и пропустить воду, опустив шланг в ведро или направив в унитаз; на запирающих элементах крана, как и вентиля, накапливается не мало грязи.

К недостаткам вентилей можно отнести ещё и потерю давления воды, в следствии поворотов потока воды, но для домашнего хозяйства это не существенно; к тому же существуют типы вентилей у которых запорный механизм расположен не перпендикулярно корпусу вентиля, а наклонно. Такая конструкция вентиля позволяет свести потерю давления к минимуму.

Вентиль можно запросто чинить и все его составляющие элементы имеют, практически не ограниченный срок службы. Конечно же, я имею в виду бронзовые вентили. Кроме замены прокладки, вентиль ещё требует, время от времени, набивки сальника. Набивка сальника – простейшая операция, по – силам каждому. Для набивки сальника используется сальниковая набивка (пенька, пропитанная специальным жиром). При её отсутствии, как и в случае с шаровыми кранами, для набивки сальника можно использовать лён, Тангит, ленту ФУМ, скрученную жгутом. Для набивки сальника, необходимо закрыть вентиль. Снять маховик и отвернуть сальниковую гайку. Под гайкой находится специальная уплотнительная сальниковая шайба, которую необходимо поднять по штоку вверх. Откроется сальниковая камера, в которую необходимо уложить небольшое количество сальниковой набивки и, поставив на место шайбу, прижать её гайкой. Не следует слишком сильно затягивать гайку потому, что при сильной затяжке, трудно будет вращать шток. Одеваем маховик на место и фиксируем винтом или гайкой (в зависимости от конструкции). Второй вариант сальникового узла, представленного на фото, без накидной гайки и набивка его ещё проще. В современных вентилях, в качестве сальникового уплотнения могут использоваться резиновые, силиконовые или полимерные кольца. Работа выполнена; можно открыть подачу воды и помыть руки.

Главным достоинством вентиля является возможность плавного наращивания давления в системе, что очень важно для продления срока её бесперебойной работы.

Спорить о том, что на самом деле лучше: вентиль или шаровый кран – бессмысленно. И то и другое хорошо при правильном использовании. Производители запорной арматуры выпускают и то, и другое, оставляя выбор за потребителем, а потребитель делает свой выбор на основании совета друзей, соседей или подсмотренных примеров разводки труб в гостиницах и других местах общего пользования.

Правильный выбор – это покупка только качественной запорной арматуры.

ПВН